Для юных физиков Беларуси и других восьми стран эта неделя более чем важна. Они должны показать максимум знаний, чтобы получить звание победителя Открытой Белорусской физической олимпиады школьников. Организаторы интеллектуального состязания рассказали, как зародилась идея провести олимпиаду в таком формате, а также как привлечь молодых людей к изучению физики.
Белорусскому олимпиадному движению по физике много лет. Республиканские олимпиады проводятся уже более трех десятков лет. Участвуют белорусы и в международных физических олимпиадах, например Международной физической олимпиаде (IPhO), Международной Жаутыковской олимпиаде по математике, физике и информатике в Казахстане. А в этом году белорусы решили провести Открытую физическую олимпиаду и пригласить на нее ребят из других стран. Заинтересовались команды из Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Сирии, Таджикистана, Турции и Узбекистана.
Пара слов об олимпиаде
"В БГУ очень хороший состав научных сотрудников, которые много лет возглавляют олимпиадное движение. Они авторы - разработчики задач. Есть опубликованные материалы. Наших разработчиков приглашают для подготовки задач международных олимпиад, а это говорит об их высоком качестве. Представьте, столько лет готовить интересные, неповторяющиеся задачи для особо одаренных в физике ребят! Конечно же, хотелось понять, насколько ценен наш материал для других стран", - отметила главный специалист Министерства образования Наталья Иванова, рассказывая, как зародилась идея провести белорусскую олимпиаду с приглашением ребят из других стран.
В каждой команде по 10 участников. Особенность белорусской олимпиады еще и в том, что приглашена к участию не только старшая возрастная категория (от 16 до 18 лет), но и ребята помладше (от 13 до 15 лет). Победителя, соответственно, тоже будет два - в младшей и старшей возрастных группах. "Мы не подводим результаты командных соревнований. Олимпиада проводится не среди стран, а среди участников. И рейтинг будет выстраиваться в личном первенстве", - сказала Наталья Иванова. Кроме того, организаторы подготовили специальные призы - за лучшее решение теоретического и экспериментального туров.
Впрочем, организаторы видят результат олимпиады несколько шире: ребята смогут приобрести новый опыт в решении задач, понять свой уровень в международном масштабе. "Также мы поймем уровень белорусских задач, ориентируясь на решения ребят из других стран", - отметила главный специалист. И самой главной целью интеллектуального состязания она считает возможность для ребят познакомиться друг с другом, потому что в дальнейшем им работать в едином мировом сообществе физиков.
Кто вошел в белорусскую команду
Руководитель команды Беларуси заместитель директора Лицея Белорусского государственного университета Артем Пивоварчик, к слову, сам неоднократный участник олимпиадного движения. На международной олимпиаде по физике 2015 года, проходившей в Мумбаи (Индия), он получил бронзовую медаль в составе команды Беларуси. Награду такого же уровня на той же олимпиаде получил и второй руководитель белорусской команды на Открытой Белорусской физической олимпиаде - Владислав Климашонок.
Отбор участников младшей возрастной группы для нынешней олимпиады проводился по результатам национального отборочного тура, где были представлены задачи и теоретические вопросы по различным темам, которые к этому времени школьники должны были изучить. Это были обширные работы, включавшие в себя все темы школьного курса за 7-9-й класс. А старшая возрастная группа формировалась на основе результатов их участия в республиканской олимпиаде. То есть эти ребята показали отличные результаты на республиканском уровне.
Есть ли преимущество у белорусов
Кто окажется сильнейшим в личном зачете, покажут итоги олимпиады. Впрочем, белорусские участники всегда демонстрируют довольно высокие результаты. "У нас достаточно обширная школьная программа по физике, поэтому дополнительная подготовка к олимпиадам по факту заключается в более глубокой проработке всего, что уже изучено на школьном уровне. Если посмотреть программу подготовки к олимпиадам, она, по сути, идет параллельно школьному курсу физики, но значительно его расширяет. Каждый олимпиадник на основе выстроенного школьного фундамента углубляет знания в физике и расширяет свой математический аппарат", - отметил Артем Пивоварчик.
Поэтому, по его словам, белорусские ребята зачастую даже на старте после школьной программы оказываются достаточно хорошо подготовленными для олимпиад. А наличие факультативного курса подготовки к международным интеллектуальным состязаниям позволяет им завоевывать различные награды вплоть до золотых медалей.
"У нас давно выстроена логичная и четкая система работы с одаренными ребятами. Их замечают еще в среднем звене. Работает целая система "малышковых олимпиад", то есть олимпиад для младшей возрастной категории на уровне регионов. Мы отбираем тех ребят, которые интересуются, в частности, физикой. Далее предусмотрено проведение различных республиканских олимпиад, турниров, конкурсов, конференций, позволяющих ребятам рассматривать себя в различных аспектах. Это тоже приобретение определенного опыта и подготовка к участию в международных олимпиадах", - отметила Наталья Иванова.
Кроме того, Министерство образования совместно с тренерами проводит сборы для тех ребят, которые попадают на международный уровень. Работают школы юных, летние лагеря. В частности, много лет подряд функционирует Республиканская физико-математическая школа на летней смене в спортивно-оздоровительном комплексе "Бригантина" БГУ, где собираются самые талантливые математики, физики и информатики. Преподаватели БГУ и другие именитые педагоги Беларуси занимаются с одаренными детьми всех возрастных категорий - от самых младших до ребят, которые закончили 10 классов и которым остается последняя ступенька перед участием в олимпиадном движении 11-го класса и возможностью представить Беларусь на международном уровне.
Что мотивирует глубже изучать физику
"На мой взгляд, самое главное, с чего начинается любая мотивация, - наличие учителя, у которого горят глаза и который сам любит физику. Как только в вашей жизни появился тот самый учитель, так сразу и у вас появляется мотивация к ее изучению", - считает Наталья Иванова.
По ее глубокой убежденности, любой шаг в науку начинается со встречи с хорошим педагогом. А далее, как только ребенок проявляет интерес, перед ним открывается множество возможностей. Это и всевозможные школы, работающие на базе университетов, и факультативное движение, и исследовательская деятельность. Свою нишу в подготовке одаренных учащихся занял Национальный детский технопарк.
Без математики физики были бы лириками
Для Артема Пивоварчика физика началась с домашних опытов. "Мне кажется, интерес к физике идет с раннего детства. Если ребенку интересно все то, что происходит в окружающей среде, считайте, что это прирожденный физик на старте. Далее важно не загубить этот талант", - уверен руководитель команды.
По его словам, обязательно нужно изучать математику. "Физики без математики не существует. Математика - это язык физики, основа физики. Без математики физики были бы лириками", - заметил он. А после начинается самый сложный процесс - трудоемкая и кропотливая работа по последовательному освоению всех тем. И здесь без педагога действительно никуда, уверен замдиректора лицея.
"Однако учитель задает направление развития, закладывает фундамент, а надстройку, все дополнительные этажи он не может передать. Это нужно прочувствовать, проделать самому. Читая готовые решения, невозможно научиться решать задачи. Я своим ученикам говорю: если вы не знаете, как решить задачу, решите ее и тогда узнаете. Это достаточно противоречивое утверждение, но, по сути, любая олимпиада - это поиск. Это умение задавать правильные вопросы, умение аргументированно давать на них ответы и последовательно при этом излагать свою мысль так, чтобы она не противоречила общим физическим законам", - сказал он.
Артем Пивоварчик как участник олимпиадного движения прекрасно знает, что на подготовку к олимпиадам уходит огромное количество времени. "Те дети, которые занимаются подготовкой к олимпиаде, суперсамоотверженные, это дети, которых со стороны государства, со стороны учителей необходимо поддерживать всеми возможными силами и ресурсами, потому что за ними будущее и развитие науки в целом", - уверен он.
Планка, до которой хочется дотянуться
Важно, чтобы олимпиадники не терялись далее, чтобы их развитие не заканчивалось на уровне участия в школьных олимпиадах, заметил Артем Пивоварчик. Нередки случаи, когда такие талантливые ребята, поступив в университет, где изучение физики происходит в пределах университетского курса, теряются, так как не видят дальнейших целей. Наличие, например, международной олимпиады задает планку, до которой хочется дотянуться. "Возможно, молодой человек больше никогда и не вернется на научную стезю, потому что в поиске такой очередной планки найдет себе занятие по душе, направление работы, которое будет поддерживать интерес", - считает замдиректора лицея.
Он признался, что лично для него такой очередной планкой стала работа учителем. Помимо общего курса по физике он занимается с одаренными детьми в ходе олимпиадных факультативов. Причем старается раскрывать те темы, которые когда-то самому не до конца были понятны и вызывали трудности.
"Если вращаться в олимпиадном кругу среди сверстников, которые собираются на республиканской олимпиаде, становится понятно, у кого какие пробелы, кто чего не знает. Это живое общение позволяет и обменяться опытом, и поделиться секретами, и узнать дополнительные подробности. Так вот, я все еще делюсь секретами. Для меня новой планкой стала возможность делиться всеми доступными мне секретами. Но не разбрасываться ими, а вести физику так, чтобы эти секреты открывались детям в процессе работы", - рассказал Артем Пивоварчик.
Где сегодня передний край науки
Еще не все явления описаны с позиции физики. И есть достаточное число противоречий, которые должны быть разрешены при помощи естественно научных подходов. Поэтому потенциал физики остается достаточно большим, уверен заместитель директора лицея.
"Другое дело, что передний край науки шагнул уже достаточно далеко. Условная граница между изведанным и неизведанным с каждым годом и даже каждым днем все дальше и дальше отодвигается от школьного курса. Выпускнику школы приходится осваивать общеуниверситетский курс, несколько лет работать над определенной научной тематикой, чтобы добраться до этой условной границы изведанного", - отметил он.
Прикладное применение физики по-прежнему актуально. Впрочем, сейчас оно не такое очевидное, как в тех примерах, которые приведены в школьном учебнике физики. "Еще недавно это была микроэлектроника, сейчас уже наноэлектроника. Физики далеко шагнули в исследовании всех этих электронных приборов, - заметил Артем Пивоварчик. - Это различные квантовые эффекты, те же квантовые компьютеры, это квантовая информатика, которая напрямую граничит с физикой. Для понимания этого прикладного применения нужно достаточно глубоко погрузиться в сам предмет. На школьном уровне такое пояснить достаточно сложно", - отметил он.
Замдиректора лицея уверен, что интересующиеся физикой люди всегда будут в цене. Причем ценны будут энтузиасты-физики, способные дойти до этого переднего края науки и передвинуть границу еще дальше, открыв при этом что-то новое.
Артем Пивоварчик уверен, что школьникам, заинтересованным в углубленном изучении различных школьных предметов, стоит участвовать в олимпиадах, конференциях, пробовать себя в новых дисциплинах просто потому, что это открывает новый взгляд на известные в школьной программе вещи, расширяет кругозор и приучает к поиску нестандартных решений.
БЕЛТА,
Фото Виталия Пивоварчика-0-