Закон "О городском электрическом транспорте и метрополитене" претерпит корректировку. Законопроект в первом чтении депутаты рассмотрят на заседании сессии уже 15 марта. В чем необходимость разработки документа и что изменится для граждан, корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Александр Гранковский.
Проект закона "Об изменении закона Республики Беларусь "О городском электрическом транспорте и метрополитене" внесен в парламент Советом Министров.
"Городской электротранспорт и метрополитен наряду с автомобильным оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы и осуществляет совместно около 96% от общего объема перевозок пассажиров. Естественно, важно не просто обеспечить гражданам удобство пользования, нужно найти некий баланс как между безопасностью перевозок, так и эффективностью работы транспортных средств. Но при этом, естественно, не забывать про экологический фактор", - рассказал Александр Гранковский.
Депутат напомнил, в 2021 году были приняты государственные программы "Развитие электротранспорта" и "Транспортный комплекс на 2021-2025 годы". "В соответствии с этими программами были поставлены цели и задачи не только по созданию перспективных образцов, но также освоению серийного выпуска электротранспорта, в том числе и пассажирского, созданию современных транспортных парков, которые могут обеспечить как комфорт, так и безопасное передвижение пассажиров. Немаловажную роль в этом играет и создание законодательной базы, - отметил он. - Практика применения закона "О городском электрическом транспорте и метрополитене" показала необходимость его обновления и приведения его норм в соответствие с другими законами Беларуси".
Законопроект содержит положения, закрепляющие формы контроля Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций соблюдения законодательства при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом. "Она будет контролировать соблюдение как требований, предъявляемых к перевозчикам по организации и обеспечению безопасного выполнения перевозок, так и заниматься вопросами, касающимися непосредственно самих перевозок, - отметил депутат. - Что касается метрополитена, то уже был предпринят ряд мер с целью обеспечения повышенной безопасности пассажиров. В связи с этим законопроектом уточнены положения, когда физические лица, находящиеся на станции метрополитена, обязаны предоставлять по требованию работников метрополитена ручную кладь для досмотра.
Учитывая расширение возможностей оплаты проезда посредством систем продажи билетов, а также другими способами (через мобильные приложения, бесконтактной банковской картой), в законопроекте корректируется термин "электронный билет". Документ также содержит положения, уточняющие, что бесплатный проезд является льготой на пассажирском транспорте в соответствии с законом "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан".
Законопроектом также урегулирован ряд других вопросов, касающихся организации и выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном. В том числе регламентировано создание контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте, определены особенности ее функционирования. Дополнены обязанности заказчика перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном. Четко определен момент заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении - с момента посадки пассажира в транспортное средство городского электрического транспорта, а также момент заключения договора перевозки пассажира метрополитеном - с момента прохода пассажира на станцию метрополитена через линию контроля пропускных пунктов (турникетов).
"Это только первое чтение законопроекта. И есть ряд вопросов при его обсуждении, по которым мы еще находимся в рабочем состоянии. Есть вопросы у депутатов, которые требуют уточнения и, возможно, внесения дополнений в законопроект. В целом концепция законопроекта одобрена. Но еще предстоит определенная работа, для того чтобы учесть все нюансы ко второму чтению", - уточнил Александр Гранковский.
Принятие проекта закона обеспечит системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области городского электрического транспорта и метрополитена, а также будет способствовать созданию оптимальных условий осуществления транспортной деятельности перевозчиками, обеспечению безопасности пассажиров и их имущества.
Светлана СУХАРКО,
БЕЛТА.-0-