Будущее белорусской розничной торговли - за интернет-магазинами, и эта тенденция полностью вписывается в тренд развития мировой коммерции. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор интернет-гипермаркета "Евроопт" Денис Мороз, комментируя данные социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром (ИАЦ) при Администрации Президента.
Как показало проведенное социологами ИАЦ исследование мнения покупателей и потенциальных клиентов об услугах интернет-гипермаркета "Евроопт", 30% домохозяйств Минска и пригорода в радиусе 40 км от столицы пользуются сервисом "Е-доставка". Денис Мороз считает, что ничего неожиданного в огромной популярности услуги доставки товаров из интернет-гипермаркета нет. Доставка бесплатная и удобная, прямо к дверям дома или квартиры, ассортимент - свыше десяти тысяч наименований, а цены - доступные для белорусского рынка. Несомненно, что количество пользователей услуги и впредь будет расти, ведь Беларусь в развитии электронной коммерции находится пока только в самом начале пути - онлайн-гипермаркет "Евроопт" стал первопроходцем в сфере торговли продуктами питания.
Денис Мороз уверяет, что темпы развития онлайн-торговли в нашей стране могли бы быть гораздо выше, а география распространения - куда шире. Но процесс сдерживают законодательные ограничения, а именно запрет на торговлю алкоголем и табачными изделиями. Крупнейшие мировые игроки - США, Великобритания, Китай, а также наши соседи - Россия, Литва, Украина - продают все группы продовольственных и промышленных товаров без ограничений по ассортименту. Полный ассортимент позволяет максимально удовлетворять потребительский спрос по всем товарным группам, что обеспечивает прибыльность бизнеса и определяет высокие темпы развития онлайн-торговли. В странах, где нет ограничений по товарной корзине, электронная коммерция очень быстро растет. Так, США с 2013 по 2015 год увеличили долю объема продаж через интернет в общем объеме товарооборота с 8,4% до 10,4%, Великобритания - с 11,3% до 13,2%, Россия - с 2,9% до 3,8%.
В наших же условиях, когда в интернет-магазинах запрещена продажа спиртных напитков и табачных изделий, развитие онлайн-коммерции ведется исключительно как дотационный бизнес. Сервис "Е-доставка" для торговой сети "Евроопт" по сути - социальный проект, так как он по-прежнему, спустя почти два года после старта, остается убыточным. Дело в том, что если интернет-магазин не может в полной мере удовлетворить покупателя своим ассортиментом из-за отсутствия алкогольных и табачных изделий, покупателю удобнее пойти в стационарный магазин, чтобы купить все сразу - и он отказывается от покупки онлайн. По этой причине темпы развития онлайн-торговли в Беларуси на сегодня гораздо ниже, чем даже в развивающихся странах. Так, по данным рейтинговых агентств, сегодня в среднем мировой показатель электронной коммерции составляет 10% объема в общем объеме товарооборота. К концу нынешнего года Великобритания и Китай должны достичь 15%. Развивающиеся страны сегодня показывают в среднем 3%. А в Беларуси этот показатель едва достигает 1%! И при этом львиную долю от нашей онлайн-торговли составляют поставки из зарубежных интернет-магазинов - китайских, российских, американских, британских и немецких. Нужно отметить, что ранее существовавшие белорусские онлайн-магазины продуктов питания обанкротились, что не удивительно. По единодушному мнению экспертов, этот бизнес не может быть прибыльным без полного ассортимента, включающего алкоголь и табак. Иными словами, по темпам развития интернет-торговли Беларусь существенно отстала от всех стран Европы. Проникновение онлайн-торговли в Беларуси настолько низкое, что ведущие международные рейтинги электронной коммерции даже не включают белорусский рынок. Хуже нас по развитию электронной коммерции только очень слаборазвитые государства. И это притом, что белорусские IT-компании довольно высоко котируются на мировом рынке!
"Поскольку развитие интернет-гипермаркета "Евроопт" - это огромные инвестиции, а бизнес по-прежнему убыточен, то мы вынуждены приостанавливать оказание услуги в некоторых городах. Так, к огромному сожалению, мы уже перестали обслуживать жителей Молодечно, Воложина, Орши и Ошмян. Рассматривая возможность прихода в тот или иной регион Беларуси, мы вынуждены считаться с фактором убыточности, так как убыточному предприятию невозможно привлечь банковские кредиты на расширение бизнеса, а соответственно - нет возможностей для дальнейшего развития нашего проекта. Хотя и понимаем, что есть много категорий наших сограждан, для которых доставка товаров на дом - жизненно важная необходимость", - говорит Денис Мороз.
В той же России сегодня интернет-магазины уже имеют возможность продавать полный ассортимент, включая и алкоголь. Как пример можно привести наиболее крупный онлайн-магазин продуктов питания "Утконос", в котором есть возможность заказать любые алкогольные напитки. В минувшем году Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" совместно с Союзом производителей алкогольной продукции (СПАП), Комитетом производителей алкогольной продукции, Союзом виноградарей и виноделов России и содружеством производителей фирменных торговых марок "Русбренд" обратились к госструктурам РФ с просьбой урегулировать вопрос с торговлей спиртным через интернет. Газета "Ведомости" сообщала, что после этого правительство страны предложило создать перечень интернет-площадок, которые имеют право продавать алкоголь. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев тогда же поручил Росалкогольрегулированию проработать вопрос, и в конце прошлого года ведомством в сотрудничестве с бизнес-сообществом были подготовлены документы. РИА-Новости в октябре 2015 года сообщало, что комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству намерен в ближайшее время внести в Госдуму законопроект, который предусматривает лицензирование продавцов, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией через интернет. Понятно, что лицензирование при этом будет жестким, и никто не захочет терять лицензию ради того, чтобы продать бутылку водки несовершеннолетнему. А формы контроля за соблюдением времени и адресности продажи, то есть запрета на обслуживание несовершеннолетних, а также ценового регулирования в мире давно отработаны. Это достигается с помощью онлайн фото- и видеорегистрации курьером документов покупателя, документов на товар и самого доставленного товара, проверки действий курьера "тайным покупателем", оплатой за покупку банковской картой только совершеннолетнего гражданина и т.д. То есть в мировой практике отработаны все мелочи по передаче заказанного алкоголя только совершеннолетнему покупателю! И это позволяет проследить за соблюдением всех необходимых ограничений не менее строго, чем в традиционной торговле. Главное, что добросовестный продавец и правомочный покупатель смогут всегда найти друг друга, и спрос будет удовлетворен. Кроме того, разрешение онлайн-торговли алкоголем лицензированным компаниям резко снизит продажи у нелегальных продавцов, что будет способствовать дополнительным поступлениям в бюджет.
Надо отметить, что многие страны не только предоставляют равные условия традиционной рознице и онлайн-торговле, но даже стимулируют продажи в сети интернет различными льготами. Как пример Денис Мороз привел опыт США, которые еще в начале девяностых освободили электронную коммерцию от налоговой нагрузки. Например, в течение многих лет не взимали налог с продаж (аналог нашего НДС) при покупке онлайн. Именно тогда и стартовал знаменитый Amazon, который уже в 1995 году обеспечил продажи через интернет на сумму $1,6 млрд. Да и сегодня существенные льготы для интернет-торговли применяются в различных штатах США.
Пристальное внимание к интернету демонстрирует в последнее время и Россия. "Несколько лет назад здесь активно заговорили о том, что государство должно стимулировать развитие информационных технологий. Недавно была введена должность советника президента России по развитию сети интернет в стране. Нет сомнений, что столь пристальное внимание к этой теме у нашей восточной соседки будет способствовать и продвижению электронной коммерции в Российской Федерации. И не исключено, что Беларусь, упустив благоприятные возможности для развития национального сектора онлайн-торговли, станет удобным рынком сбыта для российских продавцов", - отметил Денис Мороз, подчеркнув, что уже сегодня ряд самых популярных в Беларуси онлайн-магазинов брендовой одежды и обуви - это российский бизнес, и налоги, к сожалению, платятся в России.
По словам директора интернет-магазина "Евроопт", если бы в Беларуси разрешили продавать алкогольные и табачные изделия в онлайн-торговле, сервис "Е-доставка" стал бы прибыльным, что позволило бы компании привлечь дополнительные инвестиции для дальнейшего развития. "Расширение зоны доставки на всю территорию страны привело бы к тому, что белорусская интернет-торговля достаточно быстро достигла бы мировых параметров роста", - отметил руководитель интернет-гипермаркета.
Денис Мороз обратил также внимание на важный аспект электронных торговых площадок. Если традиционный гипермаркет насчитывает максимум 50 тыс. товарных позиций (артикулов), то онлайн-гипермаркет - это возможность разместить не просто сотни тысяч товарных позиций, а миллионы! Белорусскому покупателю стал бы доступен колоссальный ассортимент, в том числе отечественных товаров. Для наших производителей появились бы новые и поистине безграничные возможности сбыта своей продукции.
Как отмечает Денис Мороз, существующий сегодня запрет на торговлю алкоголем и табаком онлайн ставит в неравные условия интернет-продавцов и традиционную розницу, которая была бы также глубоко убыточной при наличии подобных ограничений. Кстати, и респонденты вышеуказанного исследования, проведенного социологами ИАЦ, отмечали, что в ассортименте сервиса "Е-доставка" в первую очередь не хватает спиртных напитков. В стационарной торговой сети "Евроопт", к слову, в большинстве чеков есть или сигареты, или алкоголь. Поэтому в интернет-гипермаркете "Евроопт" рассматривают замечание покупателей по ассортименту очень серьезно - значит, предоставляемая услуга в полной мере не удовлетворяет большую часть потребителей. При этом Денис Мороз уверяет, что логистика доставки товаров крупнейшего белорусского ретейлера - одна из лучших в Европе и в целом обеспечивает сервис высочайших стандартов качества. Услуга белорусского интернет-магазина вызывает восхищение даже у тех, кто пользовался подобными сервисами в Европе. Так, например, в Великобритании, мировом лидере интернет-торговли, онлайн-магазины продуктов питания принимают заказы по схеме "сегодня на завтра" или "сегодня - на послезавтра", а белорусский оператор работает по системе "сегодня на сегодня", более того, заказ может быть доставлен в течение двух часов. Кроме того, как правило, во всех странах берется дополнительная оплата за доставку, у нас же доставка в интернет-гипермаркете "Евроопт" бесплатна для покупателя.
Темпы развития сферы электронной коммерции в нашей стране в 2015 году резко увеличились именно за счет сервиса "Е-доставка", и Беларусь могла бы иметь в этой области отличные перспективы. Интернет-гипермаркет "Евроопт" работает неполных два года, но уже завоевал огромную популярность. "Для покупателя эта услуга действительно удобна и помогает экономить время. С усилением конкуренции и насыщением на рынке традиционной розницы внимание инвесторов во всем мире переключается на торговлю в сети интернет. Это объективный факт, и я убежден, что будущее белорусской розничной торговли - за онлайн-проектами. И в интересах нашей страны - быстрее осознать сущность происходящих в этой сфере процессов и внести необходимые коррективы в законодательство, тормозящее развитие отрасли. Ни один бизнес не может бесконечно долго инвестировать в социальные проекты, не будучи услышанным государством", - убежден Денис Мороз.
Максим ГИЛЕВИЧ,
БЕЛТА.