Большинство аттракционов Беларуси отработали нормативный срок и нуждаются в замене
В поисках адреналина современный человек часто решается на самые невероятные поступки. Катание на аттракционе в городском парке можно считать, пожалуй, самым безобидным способом испытать острые ощущения. Однако в последнее время катание на каруселях становится все более экстремальным. И не потому, что появляются новые аттракционы, а как раз наоборот - стареют существующие.
Не успели городские парки развлечений в Беларуси начать новый сезон, как уже в первый месяц работы случилось ЧП. 15 мая во время движения отсоединился последний вагончик одного из самых известных и экстремальных аттракционов Минска - американской горки в парке им. Челюскинцев, установленной на месте легендарного "Супер-8". По официальной версии, произошла расстыковка узла между 8-й и 9-й (последней) кабинами пассажирского модуля. Вагончик с двумя пассажирками откатился на 1,5-2 м и остановился на относительно ровном участке рельсового пути на высоте около 4,5 м от земли. Силами операторов аттракциона "пленниц" удалось освободить в течение 15 минут.
Работа аттракциона приостановлена до выяснения причин инцидента. "Предположительно, причиной происшествия стала конструктивная недоработка завода-изготовителя - украинского ООО "Сармат", - считают в департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Беларуси (Госпромнадзор). Эта организация с мая 2009 года осуществляет госнадзор за аттракционами повышенной опасности.
По инициативе Госпромнадзора организация-владелец аттракциона, которая проводит расследование причин инцидента, направила украинскому предприятию запрос о предоставлении проектной, конструкторской (в том числе расчетов) и технологической документации на стыковочный узел, выход из строя которого и послужил причиной происшествия.
Аттракцион, на котором произошел инцидент, является относительно новым (он был изготовлен в 2008 году). Таких в стране не так уж много. Большинство аттракционов повышенной опасности, зарегистрированных в Госпромнадзоре, отработали нормативный срок службы - 175 из 251, или 70%.
Очевидно, что, если инциденты случаются даже на новых аттракционах, значит, они с большой долей вероятности могут произойти на устаревших. Что же делать в такой ситуации? Понятно, что заменить в одночасье все устаревшее оборудование невозможно. Запретить эксплуатацию всех устаревших аттракционов также не представляется возможным. В этой ситуации наиболее разумна постепенная плановая замена старых аттракционов на новые. И вопрос этот уже рассматривается на правительственном уровне.
Пока устаревшие аттракционы продолжают работать, задача их владельцев и контролирующих госорганов - обеспечить максимально безопасную их эксплуатацию. Первые проводят техническое обслуживание, вторые проверяют техническое состояние аттракционов и выдают разрешение на эксплуатацию. Однако в этой цепочке есть одно "но": процедура освидетельствования для выдачи разрешения на эксплуатацию может быть проведена только по инициативе владельца аттракциона. Хотя без такого разрешения работа аттракциона запрещена.
Как ни удивительно, но владельцы большинства аттракционов за разрешением в Госпромнадзор не спешат. К дате официального открытия сезона (16 апреля) только 86 из 251 аттракциона получили в установленном порядке допуск к эксплуатации. Именно они имеют право работать на законных основаниях. Остальные этого делать не должны. Только вот кто проверит, действительно ли простаивают без дела те аттракционы, у которых нет допуска к работе? Или они все-таки работают? Ответ найти непросто, так как на организацию проверки может понадобиться значительное время.
Можно предположить, что такое незаконопослушное поведение владельцев связано с серьезностью требований безопасности, которые предъявляют инспекторы Госпромнадзора. Некоторые владельцы аттракционов предпочитают экономить, не вкладывая финансовых средств в качественное техобслуживание, подготовку квалифицированных специалистов, персонала и тому подобное. Ведь работа аттракционов сезонная. За несколько месяцев их владельцы стремятся извлечь максимальную выгоду.
Получается, что выполнить все требования безопасности на сегодняшний день под силу только крупным паркам. К слову, именно крупные организации-владельцы аттракционов выполнили еще одно требование законодательства, появившееся недавно, с 1 января 2011 года: получить лицензию. Всего к настоящему времени около половины из 50 организаций, на балансе которых имеются аттракционы, получили такие лицензии.
Многие владельцы, к большому сожалению, халатно относятся к обязанностям, возложенным на них законом - не получают лицензии, эксплуатируют аттракционы без разрешения, нанимают на работу случайных сезонных сотрудников. Стремясь сэкономить на безопасности, они, по всей вероятности, рассчитывают на любимое славянское "авось". Вдруг пронесет. А если даже случится ЧП, то учитывая ментальность белорусов, дело, скорее всего, удастся тихо замять. Большинство белорусов - люди несклочные и вряд ли обратятся в суд. Даже о недавнем инциденте на американских горках общественность могла бы не узнать, если бы не возможности Интернета и новомодное увлечение молодежи "репортажами случайных прохожих".
Действительно, чрезвычайные ситуации на аттракционах в Беларуси - это, скорее, редкость. Тем более ЧС с трагическими последствиями. За тот период времени, в течение которого контроль за аттракционами осуществляет Госпромнадзор, помимо случая на американских горках в этом году, его сотрудники вспомнили еще только один: в апреле 2010 года на одном из аттракционов Бреста серьезно пострадала женщина, которая не была зафиксирована должным образом и выпала из пассажирского модуля аттракциона во время его движения.
Тем не менее внештатные ситуации на аттракционах все же случаются, и довольно часто. На введенные в любом интернет-поисковике слова "происшествия, аттракционы" появляется множество ссылок на новости о гибели и травмировании людей в парках развлечений, даже таких именитых, как французский Диснейленд. Естественно, администрации парков о них стараются не распространяться, так как каждый владелец стремится сохранить репутацию, от которой зависит приток посетителей и, соответственно, доход.
Учитывая возраст большинства аттракционов в нашей стране, можно прогнозировать, что обеспечивать их безопасность с каждым новым сезоном будет все сложнее и сложнее. Силами только надзорных органов тут не обойтись. Нужна заинтересованность прежде всего самих владельцев.
В поисках адреналина современный человек часто решается на самые невероятные поступки. Катание на аттракционе в городском парке можно считать, пожалуй, самым безобидным способом испытать острые ощущения. Однако в последнее время катание на каруселях становится все более экстремальным. И не потому, что появляются новые аттракционы, а как раз наоборот - стареют существующие.
Не успели городские парки развлечений в Беларуси начать новый сезон, как уже в первый месяц работы случилось ЧП. 15 мая во время движения отсоединился последний вагончик одного из самых известных и экстремальных аттракционов Минска - американской горки в парке им. Челюскинцев, установленной на месте легендарного "Супер-8". По официальной версии, произошла расстыковка узла между 8-й и 9-й (последней) кабинами пассажирского модуля. Вагончик с двумя пассажирками откатился на 1,5-2 м и остановился на относительно ровном участке рельсового пути на высоте около 4,5 м от земли. Силами операторов аттракциона "пленниц" удалось освободить в течение 15 минут.
Работа аттракциона приостановлена до выяснения причин инцидента. "Предположительно, причиной происшествия стала конструктивная недоработка завода-изготовителя - украинского ООО "Сармат", - считают в департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС Беларуси (Госпромнадзор). Эта организация с мая 2009 года осуществляет госнадзор за аттракционами повышенной опасности.
По инициативе Госпромнадзора организация-владелец аттракциона, которая проводит расследование причин инцидента, направила украинскому предприятию запрос о предоставлении проектной, конструкторской (в том числе расчетов) и технологической документации на стыковочный узел, выход из строя которого и послужил причиной происшествия.
Аттракцион, на котором произошел инцидент, является относительно новым (он был изготовлен в 2008 году). Таких в стране не так уж много. Большинство аттракционов повышенной опасности, зарегистрированных в Госпромнадзоре, отработали нормативный срок службы - 175 из 251, или 70%.
Очевидно, что, если инциденты случаются даже на новых аттракционах, значит, они с большой долей вероятности могут произойти на устаревших. Что же делать в такой ситуации? Понятно, что заменить в одночасье все устаревшее оборудование невозможно. Запретить эксплуатацию всех устаревших аттракционов также не представляется возможным. В этой ситуации наиболее разумна постепенная плановая замена старых аттракционов на новые. И вопрос этот уже рассматривается на правительственном уровне.
Пока устаревшие аттракционы продолжают работать, задача их владельцев и контролирующих госорганов - обеспечить максимально безопасную их эксплуатацию. Первые проводят техническое обслуживание, вторые проверяют техническое состояние аттракционов и выдают разрешение на эксплуатацию. Однако в этой цепочке есть одно "но": процедура освидетельствования для выдачи разрешения на эксплуатацию может быть проведена только по инициативе владельца аттракциона. Хотя без такого разрешения работа аттракциона запрещена.
Как ни удивительно, но владельцы большинства аттракционов за разрешением в Госпромнадзор не спешат. К дате официального открытия сезона (16 апреля) только 86 из 251 аттракциона получили в установленном порядке допуск к эксплуатации. Именно они имеют право работать на законных основаниях. Остальные этого делать не должны. Только вот кто проверит, действительно ли простаивают без дела те аттракционы, у которых нет допуска к работе? Или они все-таки работают? Ответ найти непросто, так как на организацию проверки может понадобиться значительное время.
Можно предположить, что такое незаконопослушное поведение владельцев связано с серьезностью требований безопасности, которые предъявляют инспекторы Госпромнадзора. Некоторые владельцы аттракционов предпочитают экономить, не вкладывая финансовых средств в качественное техобслуживание, подготовку квалифицированных специалистов, персонала и тому подобное. Ведь работа аттракционов сезонная. За несколько месяцев их владельцы стремятся извлечь максимальную выгоду.
Получается, что выполнить все требования безопасности на сегодняшний день под силу только крупным паркам. К слову, именно крупные организации-владельцы аттракционов выполнили еще одно требование законодательства, появившееся недавно, с 1 января 2011 года: получить лицензию. Всего к настоящему времени около половины из 50 организаций, на балансе которых имеются аттракционы, получили такие лицензии.
Многие владельцы, к большому сожалению, халатно относятся к обязанностям, возложенным на них законом - не получают лицензии, эксплуатируют аттракционы без разрешения, нанимают на работу случайных сезонных сотрудников. Стремясь сэкономить на безопасности, они, по всей вероятности, рассчитывают на любимое славянское "авось". Вдруг пронесет. А если даже случится ЧП, то учитывая ментальность белорусов, дело, скорее всего, удастся тихо замять. Большинство белорусов - люди несклочные и вряд ли обратятся в суд. Даже о недавнем инциденте на американских горках общественность могла бы не узнать, если бы не возможности Интернета и новомодное увлечение молодежи "репортажами случайных прохожих".
Действительно, чрезвычайные ситуации на аттракционах в Беларуси - это, скорее, редкость. Тем более ЧС с трагическими последствиями. За тот период времени, в течение которого контроль за аттракционами осуществляет Госпромнадзор, помимо случая на американских горках в этом году, его сотрудники вспомнили еще только один: в апреле 2010 года на одном из аттракционов Бреста серьезно пострадала женщина, которая не была зафиксирована должным образом и выпала из пассажирского модуля аттракциона во время его движения.
Тем не менее внештатные ситуации на аттракционах все же случаются, и довольно часто. На введенные в любом интернет-поисковике слова "происшествия, аттракционы" появляется множество ссылок на новости о гибели и травмировании людей в парках развлечений, даже таких именитых, как французский Диснейленд. Естественно, администрации парков о них стараются не распространяться, так как каждый владелец стремится сохранить репутацию, от которой зависит приток посетителей и, соответственно, доход.
Учитывая возраст большинства аттракционов в нашей стране, можно прогнозировать, что обеспечивать их безопасность с каждым новым сезоном будет все сложнее и сложнее. Силами только надзорных органов тут не обойтись. Нужна заинтересованность прежде всего самих владельцев.