Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решением №81 в середине июля 2015 года единогласно признала необходимость отмены ограничений на поставки шерстяных тканей для нужд российских федеральных структур. Ограничения были до этого установлены многочисленными распоряжениями российского правительства. Так, в прошлом году Минпромторгу РФ было поручено подготовить документы, которые дали бы особые права при выполнении госзаказа по облачению российских силовиков Брянскому камвольному комбинату. ЕЭК интерпретировала впоследствии введенные ограничения как изъятия из национального режима в сфере государственных закупок в отношении производителей из других стран, но российские коллеги в лице Министерства промышленности и торговли в отличие от белорусской стороны не удовлетворились таким исходом дел. Конечно, логику отстаивания своих выгод понять можно, но это никак не увязывается с планами о свободе движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которые верно и, нужно признать, пока медленно реализуют страны созданного Евразийского экономического союза.
Минпромторг не просто не удовлетворился решением ЕЭК. Ведомство намерено снова вернуть брянскому предприятию утерянные им преимущества. Некоторое время назад издание "Ведомости" опубликовало материал, где была приведена информация Минпромторга о том, что приоритет, который отдается камвольному комбинату из Брянска, с юридической точки зрения "не изъятие, а дополнительное техническое условие", которое можно доводить по госзаказу. Но является ли это убедительным аргументом?
Ранее все участники рынка камвольных тканей, включая белорусских производителей, были поставщиками продукции согласно действующим техническим условиям. Прогрессивно настроенные предприятия для того, чтобы победить в конкурентной борьбе, работали над повышением качества товара, в том числе за счет модернизации производства, а не искали сомнительные лазейки в законодательстве для самопродвижения.
Все же участники рынка легкой промышленности ЕАЭС рассчитывают на справедливость: с момента вступления в силу договора о союзе Евразийская экономическая комиссия обязана рассматривать обращения его членов о снятии барьеров для обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Также она наделена правом принятия решений о необходимости отмены изъятий из национальных режимов в сфере госзакупок. Последние должны быть исполнены в течение двух месяцев со дня вступления в силу таких решений. Чтобы внутренний рынок союза полноценно функционировал, несмотря на некоторый дисбаланс национальных интересов, нужно последовательно двигаться к устранению всех имеющихся препятствий на рынке государственных закупок. Очевидно, что практика изъятий ограничивает конкуренцию и является преградой к выполнению основной цели договора о ЕАЭС - достижению уже упомянутых свобод.
Следовательно, введение ограничений по допуску предприятий других стран союза к госзакупкам воспрепятствует обеспечению равных условий доступа хозяйствующих субъектов к рынку.
Как сходятся во мнении многие белорусские эксперты, принятое решение коллегии ЕЭК о необходимости отмены изъятий из национального режима в сфере государственных закупок будет способствовать получению максимальных выгод от работы в условиях интеграционного объединения для всех его участников. Не стоит к тому же забывать, что проект решения коллегии ЕЭК об отмене актов правительства России прошел общественное обсуждение. При этом принимались во внимание состояние отрасли легкой промышленности, включая условия конкуренции, данные о емкости рынка камвольных тканей, производственных мощностях основных поставщиков, объеме импортозамещения.
Согласно договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года страны союза имеют право устанавливать особенности изъятия из национального режима государственных закупок, но только в исключительных случаях и на срок не более 2 лет. Использование такого права предусматривает аргументированное обоснование исключительности случая и заблаговременное уведомление партнеров ЕАЭС.
Правда, подтвердить "исключительность случая" не так просто. В договоре о союзе его критерии не определены. Отчасти потому, что договор и так содержит довольно обширный перечень случаев закупок из одного источника (то есть случаев, исключающих свободный выбор). Кроме того, нужные критерии проблематично сформулировать исходя из широты спектра товаров, работ и услуг, которые приобретают по линии госзакупок. Сейчас в ЕАЭС сфера регулирования госзакупок почти не содержит исключений, кроме тех, которые составляют государственную тайну.
Что касается господдержки ООО "Брянский камвольный комбинат", то российское правительство последовательно с августа 2014 по июнь 2015 года приняло 18 распоряжений, обязывающих закупать камвольные ткани для пошива одежды структурам различных федеральных органов власти именно у него. Получается, распоряжения отдавались с нарушением положений договора о союзе, поскольку ожидаемая недозагрузка мощностей упомянутого предприятия не может быть истолкована как "исключительность случая" для установления изъятий. Безусловно, если бы все страны ЕАЭС признали по убедительной причине эту исключительность, это было бы оправдано с юридической точки зрения и попросту честно.
В общем, были созданы особые преференции одному предприятию, в то время как аналогичные проблемы есть и у других производителей России - ЗАО "Свердловский камвольный комбинат", ОАО "Павлово-Посадский камвольщик" и белорусского ОАО "Камволь". В результате налицо прямое нарушение конкуренции как на внутреннем российском, так и общесоюзном рынке.
Уместно напомнить, что брянское предприятие получало господдержку весной 2012 года. За последние годы комбинат мог бы использовать для обновления производства собственные или привлеченные инвестиции, а также разрешенные договором промышленные субсидии. Однако по этому пути компания не пошла.
Белорусское же ОАО "Камволь" поступило именно так, и в 2013 году Президент Беларуси утвердил проект его модернизации. Это, однако, не означает, что производитель замахнулся на лидерство в конкурсах только потому, что затраты на модернизацию сказываются на себестоимости продукции. При этом нельзя забывать, что тарифы на электроэнергию и газ для белорусских компаний значительно выше. В Беларуси все же понимают, что преимуществом на торгах должны быть только качественные характеристики продукции.
В заключение следует напомнить, что страны ЕАЭС на уровне глав правительств в мае 2015 года утвердили План мероприятий по развитию легкой промышленности государств ЕАЭС на 2015-2016 годы. Одним из условий в этом документе значится обеспечение равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в государственных закупках. Неужели правильно, чтобы на деле все было иначе?
Татьяна Иванюк