Развитие сельскохозяйственного сектора Беларуси в последние годы сопровождается экономическими проблемами и противоречиями. Основные из них - сверхнормативная себестоимость сельскохозяйственного производства, долги перед кредитующими организациями и государством, неустойчивый уровень прибыли от собственной хозяйственной деятельности, проблемы с реализацией продукции. Как следствие, все явственнее ощущается необходимость поиска организационно-управленческого и экономического механизмов устойчивого развития АПК.
На днях Президент Александр Лукашенко подписал четыре указа, подготовленных межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов в этой сфере. О том, каким образом эти документы помогут решить накопившиеся вопросы, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по аграрной политике Александр Юркевич.
По словам депутата, координировать всю дальнейшую политику, проводимую в сфере АПК, в ближайшее время будет указ №347 "О государственной аграрной политике". Он направлен на совершенствование механизмов ее реализации и предусматривает меры по созданию экономических и правовых основ для мотивированного и эффективного хозяйствования субъектов в сельской местности. Предполагается, в частности, определение порядка компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при возникновении диспаритета цен на промышленную продукцию, субсидирование их деятельности, включая предоставление прямых выплат.
Депутат видит две причины непростого состояния дел в АПК, и одна из них заключается в ярко выраженном диспаритете цен, который сложился за предыдущие годы. "Диспаритет цен в агропромышленном комплексе явился основной причиной снижения рентабельности и роста убыточности сельского хозяйства, неплатежеспособности большинства предприятий и банкротства многих из них. Поэтому его преодоление - важнейшая задача для стабилизации и дальнейшего подъема сельского хозяйства", - убежден парламентарий.
Предусмотренные в указе нормы дают возможность компенсировать потери сельхозпроизводителей при установлении дисбаланса цен на промышленную продукцию (работы и услуги, используемые сельхозпроизводителями), а также цен на сельхозпродукцию. По словам депутата, мировая практика такова, что из господдержки 50% направляется государством именно на компенсацию диспаритета. "Определение правительством нашей страны порядка этих компенсаций должно быть приближено к мировой практике. Тогда эта мера сработает исключительно верно, и будут решены основные проблемы сельхозпроизводителей", - считает депутат.
Еще одна причина сложной ситуации в АПК - не совсем объективная оценка государственной поддержки сельхозпроизводителей. Например, в 2012 году было принято решение о господдержке в размере порядка Br15 трлн. Однако, по оценке НАН Беларуси, фактически на поддержку сельхозпроизводителей от этой суммы было направлено только 11%. Остальные деньги пошли на поддержку промышленности, банковской системы и другие нужды с привязкой к этой сфере. Например, из общей доли господдержки для сельхозпроизводителей в 2012 году 40,3% были направлены на компенсацию процентов банкам по полученным кредитам, а при нынешней процентной ставке это огромная сумма. В этой связи, как отметил депутат, в указе обозначено поручение Совмину по согласованию с Президентом четко определить порядок компенсации потерь сельхозпроизводителям. "Если постановление правительства будет разработано четко в соответствии с указом, можно однозначно и уверенно говорить, что мы получим положительный результат", - убежден Александр Юркевич.
Еще один указ - №350 "Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд" - направлен на упрощение правоприменительной практики в этой сфере, обоюдное соблюдение и защиту прав, интересов производителей сельскохозяйственной продукции и ее заготовителей. Александр Юркевич отметил, что постановления правительства в этой сфере принимаются ежегодно. На этот раз все четко определено указом - сроки заключения договоров и оплаты за поставки сельхозпродукции. Так, предварительная оплата должна производиться не позднее 60 дней с момента заключения договора в размере не менее 30% ее стоимости. "Ранее на практике часто получалось, что сельхозпредприятие поставляло продукцию, а расчеты задерживались, в результате чего экономика хозяйства подрывалась. Теперь при любом раскладе сельхозпредприятие сможет рассчитывать на получение аванса. Окончательный расчет по поставкам будет производиться согласно заключенному договору", - пояснил собеседник.
Указ №349 "О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)" устанавливает, что колхозы (СПК) до 31 декабря 2016 года подлежат преобразованию в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия. Если колхоз будет преобразован в КУП, то доля государства составит 100%, если же в хозяйственное общество, то долю будет иметь как государство, так и члены хозобщества. Депутат пояснил, что в указе определены условия, когда преобразование может произойти с долей членов этого сельскохозяйственного производственного кооператива. Необходимо отсутствие задолженности по республиканским платежам, по возврату полученных из республиканского или других бюджетов займов и ссуд, исполнение гарантий перед правительством. В таком случае члены СПК смогут иметь свою долю в хозяйственном обществе, и, соответственно, часть собственности будет принадлежать им в виде акций, которые оформляются юридически через депозитарий. "Но для этого надо разобраться и ликвидировать задолженности", - подчеркнул Александр Юркевич.
Указ №348 направлен на повышение эффективности работы организаций АПК. Решаться эта задача будет по нескольким направлениям: за счет стимулирования создания крупных организационных структур (агрохолдингов) и за счет улучшения условий кредитования сельхозорганизаций. Александр Юркевич пояснил: "Если сельхозпредприятие находится в таком состоянии, что его дальнейшее существование или эффективная работа невозможны или очень сложны, то этот указ дает возможность такое предприятие присоединить, продать или передать другим юридическим и физическим лицам, которые смогут организовать его эффективную работу".
По словам депутата, предприятия в сфере АПК зачастую обременены большим количеством неисполненных обязательств - невыплаченными кредитами, задолженностями по лизинговым платежам и т.д. "Подписанный Президентом документ предоставляет таким предприятиям отсрочку до 31 декабря 2016 года по платежам в случае их реорганизации. Фактически здесь имеется в виду возможность повременить с выплатами для того, чтобы сначала наладить нормальное производство, а затем уже отдавать долги", - пояснил он.
В целом, по словам Александра Юркевича, эти четыре указа по решению проблемных вопросов в АПК создадут условия для нормального функционирования сельхозпредприятий в стране.
Татьяна ПАСТУШЕНКО,
БЕЛТА.